navershieЛиВест Краснодар

Улет «чайника»

Спору нет, появление компьютеров положительно сказалось на многих областях жизни человека. Даже если не касаться их роли в производстве, науке, медицине, различных сферах обслуживания, а вспомнить только, что благодаря компьютеру множество людей с двигательными проблемами получили возможность учиться, общаться и работать – уже можно снять шляпу перед этим плодом технической мысли. И сколько бы ни говорили про искусственный интеллект, пытающийся вытеснить человеческий разум, машина была и останется только машиной. Другое дело, какое место мы, создатели, определим ей в нашей жизни и насколько позволим взять верх над человеческой природой.
 
Компьютеры стремительно прибрали нас к рукам. Мир разделился на тех, кто стал продвинутым или посредственным пользователем, и тех, кто принципиально не стал никаким. Из проектных организаций исчезли кульманы, со столов писателей – ручки и печатные машинки, почтовые конверты для большинства отошли в область преданий. Компьютерные технологии движутся вперед семимильными шагами. Совсем недавно для взаимодействия с компьютером человеку требовалось знать множество деталей, связанных с его устройством, да и сами громоздкие ЭВМ можно было сосчитать по пальцам. А сегодня компьютеры, по данным статистики, есть в каждой третьей российской семье, и любой карапуз, едва научившись ходить, потрясает родителей наблюдательностью, с первой попытки запуская хитроумную машину. И вскоре начинает умилять их, ловко справляясь с компьютерными играми. 
 
Что говорить, компьютерные игры для дошкольников могут дать ценные уроки счёта, правописания, иностранного языка. Сторонники использования компьютера для развития детей говорят, что с его помощью у детей развивается моторная координация и мелкая мускулатура рук, ускоряется мышление… Это так. Но что ещё происходит, когда мальчики и девочки садятся к экрану монитора? По опросам исследователей, 25% детей раньше 8-летнего возраста приобщаются к компьютерным играм. Это возраст, когда идёт активное познавание внешнего мира. А картинки, увиденные с экрана монитора, наносят удар по мировоззрению ребёнка. Потому что ещё толком не получив представления о реальном мире, малыш начинает получать знания о виртуальном. Он не делит мир на реальный и нереальный, и всё происходящее в компьютерных играх принимается за чистую монету. 
 
Да, у виртуальной реальности есть важное и полезное назначение. Можно «посмотреть», что происходит внутри организма, внутри клетки, увидеть «изнутри», как работает реактивный двигатель, «походить» по Луне или по Марсу. Но вместе с тем, в этом мире практически любое действие можно исправить одним нажатием кнопки, всё начать сначала. Известен случай, когда шестилетний мальчик едва не выбросился из окна, а на причитания взрослых «Ведь ты мог умереть!» заметил: «Разве? А я думал, у меня несколько жизней»… К тому же нереальный мир ярок и динамичен, он привлекает и вызывает гораздо больше доверия, чем мир окружающий. Сейчас, по свидетельствам врачей, растёт число детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. И причина тому – информация и воздействие из мира взрослых, которые поступают через ТВ, разговоры, события жизни. От такой реальности неосознанно хочется спрятаться даже малышу, и если жёсткого контроля со стороны родителей нет, игра может увести очень далеко…
 
Это происходит незаметно. Постепенно ребёнок привыкает общаться только с компьютером и все свои положительные и отрицательные эмоции опробует в основном с его помощью. Удовольствие, снятие напряжения становятся возможны только с помощью компьютера – так ребёнок попадает в психологическую зависимость от машины. Сегодня каждый третий подросток играет в компьютерные игры ежедневно. Каждый четвертый признавался, что способен провести за компьютером целый день. Как распознать, что зависимость уже наступила? Ребёнок становится всё более замкнутым, необщительным, теряет интерес к чему-либо, кроме компьютера и игр. Он может даже забыть поесть, не говоря о других делах. Меняются взгляды на жизнь, желания, цели. Ребёнок становится раздражительным. Ему кажется, что его отвлекают от дел. Меняется и характер: вдруг начинают проявляться равнодушие или агрессивность, развивается эгоизм. 
 
Ещё более усиливают компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых и вместе с тем абстрактных людей. Особенно поддаются этому дети, у которых нет взаимопонимания с родителями, каких-то серьёзных увлечений, не ладится школьная жизнь. В виртуальном мире они легко находят отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния. Ведь в роли её героя ребенок чувствует себя победителем, у него повышается самооценка. Увы, в реальности это приятное ощущение собственной значимости ему приходится испытывать не так часто.
Можно ли как-то предупредить такую ситуацию? Конечно, если не жалеть времени и сил. Прежде всего, необходимо жёстко контролировать время, проведённое ребёнком за компьютером. Это важно и для здоровья детей: нелишне напомнить, что у всех компьютерщиков понижен уровень лейкоцитов в крови, а значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Для малышей это время не должно превышать 15 минут. Самые первые игры должны быть обязательно весёлыми и добрыми. А чтобы сообразительный ребёнок не мог включить компьютер без вашей помощи, можно установить пароль, объяснив ребёнку, что у каждого члена семьи есть своё время для работы за компьютером и своя необходимость. 
 
С возрастом лимит времени нужно устанавливать с обязательным учётом того, что родители будут внимательно следить за поведением ребёнка и точно знать, для чего он использует компьютер. Существуют, конечно, специальные программы контроля, позволяющие точно знать, что ваш ребёнок делает, например, в Интернете, на какие сайты заходит и с кем общается. Но лучше с самого начала строить отношения на основе доверия и взаимоуважения. И нужно честно предупредить детей, что в Интернете легко можно столкнуться со странными и даже шокирующими вещами. Ведь даже посещение безобидных интернет-ресурсов иногда приводит к случайному попаданию на порносайты, где дети могут увидеть вещи, к которым они эмоционально не подготовлены, и это нанесёт им психическую травму. Кроме того, нужно также с самого раннего возраста внушать детям базовые правила поведения в Интернете: не открывать своего настоящего имени, не давать свой адрес и номер телефона.
 
Очень важно, чтобы родители сумели занять детей в свободное от учёбы время чем-то и полезным, и интересным. Дети должны быть уверены, что их труд нужен в семье, что они настоящие помощники. Хорошо, если у ребёнка существует хотя бы одна, но неукоснительная домашняя обязанность. Кроме того, именно в семье можно и нужно вытеснять опасные впечатления добрыми, полезными, находить общие занятия, развивать разносторонние интересы, устраивать совместный досуг. И особенно важно – с самых первых лет родители должны вести себя с сыном или дочерью так, чтобы он или она чувствовали себя личностями, а не частью толпы. Даже если какая-то выбранная подростком игра вам не нравится, проявите уважение к его выбору, а достоинства и недостатки можно потом спокойно обсудить вместе, так вы не потеряете доверия ребёнка. Не нужно бояться хвалить ребёнка, даже если это похвала «в кредит». Даже если вы расстроены каким-то его поступком, не говорите с раздражением: «Ты опять сделал не так! Что еще от тебя ожидать!» Попробуйте подойти с другой меркой: «Я не ожидала, что ты, хороший, можешь так плохо поступить!» 
 
Это очень простые советы. Но они работают. Если же что-то уже упущено и ваш ребёнок стремительно удаляется в неизвестном направлении, отгораживаясь от вас непроницаемой стеной, – спешите за помощью. Не откладывайте, не надейтесь на самоисцеление – ваше участие обязательно, даже если за дело возьмутся профессионалы.
 
Наши дети, прежде всего, должны не бояться жизни и знать, что ни одна машина в мире не может заменить доброго человеческого общения. И помочь им понять это не сможет никто, кроме нас.
 
Олег Васильев
Газета "Мысли и здоровье", №6.
link-biziq-- link-master-- link-mmag-- link-mdom--