navershieЛиВест Краснодар

Дмитрий Лавринайтис: «Ресурсы человека безграничны»

Дмитрий Андреевич Лавринайтис, - врач с 20 летним стажем, автор монографии и ряда статей по проблемам традиционной китайской медицины в спорте и общеклинической практике. Его подход к внедрению принципов китайской медицины в современный спорт вызывал споры у отечественных и западных медиков. После достижения первых ошеломительных результатов, к Дмитрию Андреевичу стали прислушиваться корифеи медицины. В своем интервью изданию "Восток-Запад" он рассказывает о своем понимании правильного образа жизни, рационального питания, эффективного лечения заболеваний и профилактики.

В.-З.: А что такое – здоровый образ жизни?

Д.Л.: Не люблю этот термин. По-моему, лучше говорить «нормальный образ жизни». И у каждого своя норма. Это в какой-то мере перекликается с некоторыми постулатами даосизма. В частности, если движешься в потоке Дао, то ты не подвержен никаким болезням, ты едва ли не бессмертен. Для меня лично движение в потоке Дао означает не совершение таких деяний, после которых возникают угрызения совести, душевный дискомфорт.

В.-З.: Но люди очень разные, разные нервные системы, и одного чувство вины может мучить без видимых причин, а другого может не мучить никогда.

Д.Л.: Да, у каждого свои параметры, своя шкала, своя граница. У каждого свой Путь, согласны с этим?

В.-З.: Само собой. Но просто очень много заблуждений относительно того, как действовать грамотно в условиях явного внешнего нездоровья. Вы согласны, что город – очень агрессивная среда?

Д.Л.: Безусловно.

В.-З.: То есть тут необходима какая-то система знаний, для того чтобы с этим справляться. Что тут, по-вашему, может предлагаться, и как вы относитесь к литературе по здоровому образу жизни?

Д.Л.: На фоне откровенного мусора, выпускаемого только с целью извлечения прибыли, встречаются действительно прекрасные труды, хранящие в себе рациональное зерно. Однако знания сакральные должны все же передаваться в системе «учитель – ученик». А литература здесь носит вспомогательный характер.

В.-З.: Разве книги совсем ничего не могут дать?

Д.Л.: Могут. Но, повторюсь, литература здесь всегда вторична. И надо рассматривать её как некий усилитель, костыль, если хотите. Хотя есть направления, где книги способны дать знания и без учителя. Ну в качестве примера могу привести хотя бы учение о правильном питании. Это пласт, который у нас совершенно не разработан. Нет, конечно же существуют «труды» по всяким экзотикам - раздельное питание, питание по группам крови и пр. Хороший способ вытащить деньги из людей. Здесь не надо ничего изобретать, давным-давно всё изобретено.

В.-З.: Кем?

Д.Л.: Принципы правильного питания разработаны и систематизированы в древнем Китае. Озвучены были еще Конфуцием. Многие великие врачи вносили свою лепту в принципы питания как важнейшего фактора в профилактике болезней. Кстати, в древней Индии разумному питанию придавали колоссальное значение. И используют их по сей день. Например, во многих районах Кореи, Индии едят очень много острого. Почему? Потому что климат в этих регионах очень сырой. Острое способствует выведению сырости из организма. Ещё пример, в Забайкалье, на Севере - климат холодный и ветреный, поэтому там зелёные и улунские чаи не пользуются популярностью. А Янские сорта чая, например пуэр, востребованы очень хорошо.

В.-З.: Но есть ещё такой фактор, как национальная кухня – набор привычных продуктов для нашего региона. Макробиотика, например, говорит, что лучше всего есть то, что растёт там, где ты живёшь и именно в то время, когда это растёт. Что вы на это скажете?

Д.Л.: Я с уважением отношусь к доктору Скальному – гуру отечественной макробиотики – как к хорошему врачу и бизнесмену, который сумел воплотить эту идею и сделать неплохой бизнес, но мне, как врачу, принципы макробиотики напоминают детскую игру в песочнице. Взяли человека, его волосы, посмотрели – ага – не хватает стронция, кадмия, селена… о! а вот этого переизбыток – давайте-ка присыпем стронция, кадмия, селена, а вот сюда дадим антагонистов – дали человеку и он здоров, классно, да?! Человек – это не набор макро- и микроэлементов. Это более высокоорганизованная структура. У него есть душа, есть субстанции, которые никоим образом не увязываются с микроэлементами – белки те же самые: белковый синтез – это более сенсорный биохимический процесс. Поэтому рассматривать макробиотику как панацею от всего нельзя, а её именно так и рассматривают. Кстати, против макробиотики, как составляющей части медицинской науки не имею против ничего.

В.-З.: Ну, все системы стремятся к идеалу.

Д.Л.: Но, истина всегда посередине. Более мудрого подхода, чем у китайцев я не вижу. Это не потому что я влюблён в китайскую медицину и, как кулик, своё болото расхваливаю. Система здравоохранения современного Китая использует принципы синдромальной диагностики из китайской медицины и дополняет их физикальными методами диагностики из арсенала западной медицины. На фоне использования традиционных лекарств, при необходимости назначают антибиотики, гормональные препараты, химиотерапию и т.д. Это и есть интегративный подход в медицине. И соответственно у них успех в лечении больше, чем у нас.

В.-З.: Для идеального лечения, даже просто хорошего результата, с каждым человеком нужно работать индивидуально. В западной системе больше использовали стандартные схемы, а на Востоке всё очень гибко и потому зависит от того, к какому доктору ты попал, как он тебя понял.

Д.Л.: Принципы западной и китайской медицины диаметрально противоположны вот в каком плане: западная медицина лечит не больного, а болезнь. Поэтому все больные объединены в некие группы, которые называются «гипертоники», «астматики», «язвенники, «трезвенники»… Т.е., как правило, по наличию одного симптома формируется огромная группа больных. При внимательном же рассмотрении, обнаруживается, что все больные из этой группы страдают по разному. У кого-то ведущим симптомом будет головная боль, а у кого-то головокружение, кто-то больше обращает внимание на сердцебиение и тяжесть в теле. Видите, люди болеют по разному. Но их всех искусственно, по одному лишь признаку – повышение давления в артериальном русле! И лечат одинаково. Безуспешно. Китайская медицина, наоборот, лечит больного, т.е. она рассматривает каждую болезнь во всей совокупности симптомов. Как основных, так и малых. Такого понятия, как второстепенный симптом, нет! Любое заболевание рассматривается как событие динамичное, скажем так – в череде событий, т.е. что было до, что есть во время заболевания и что будет после заболевания. И для каждого симптома в традиционной китайской медицине есть свое лекарство. К примеру, хризантема хорошо убирает красноту глаз, жемчуг устраняет беспокойство, астрагал придает силы, дудник питает кровь, шалфей устраняет застой крови и т.д. Каждое лекарство – это конкретный ключ к конкретному замочку.

В.-З.: А каково Вам было внедрять китайские методы в нашем спорте? Как эти новации перекликались со старыми, укоренившимися принципами?

Д.Л.: Достаточно трудно. Но в тоже время и легко. Попробую объяснить. Во-первых, китайская медицина для большинства врачей это что-то мистическое, незнакомое и оттого отпугивающее. Во-вторых, от меня сразу стали требовать схемы применения тех или иных препаратов при том или ином состоянии. Было очень трудно убедить людей, что такое понятие как схема лечения или схема применения лекарств – это недопустимый термин в медицине вообще. Я признаю еще схему ремонта телевизоров, карбюраторов, но схему ремонта человека я не признаю. Другое дело принципы лечения! А уж по принципам выстраивай любую индивидуальную схему. Помогли первые достоверные результаты. А результативность всегда признак истины. Так и внедряли, мягко, ничего не ломая. Без революций и потрясений.

В.-З.: А как вы сами пришли к китайской медицине?

Д.Л.: Во-первых, долгое время я жил и работал в Забайкалье. И побывал в Китае, познакомился с этой удивительной страной еще в конце 80-х. Уже тогда стало ясно, что это страна с древней культурой и традициями, сумевшая пережить колоссальное количество напастей и выжить, да еще как выжить! Первый раз увидев людей, занимающихся Цигун на улице, я, мягко говоря, обалдел. Первые мысли приобрели психиатрический вектор. Но потом пришло понимание, что все это не просто мимолетное модное веяние, а целый культурный, исторический и духовный пласт. Меня стали угнетать результаты моей прежней профессиональной деятельности. Ну, например, то что хирург зачастую удаляет большую часть органа при наличии в нем небольшого дефекта или образования. Возьмите ту же язвенную болезнь желудка. Ампутируется и выбрасывается 2/3 желудка при наличии в нём дефекта слизистой размером с пятак. Операции при заболеваниях щитовидной железы только называются щадящими. А послеоперационные страдания зачастую сильнее самого заболевания. Или выбрасывать функционирующий желчный пузырь из-за того, что в нём камни. Так нельзя! Может попробовать разобраться? Из-за чего в нём камни? Камни – это некие нерастворимые остатки. А почему они вдруг перестали растворяться? Какие-то сбои в органе. Давайте эти сбои уберём – нормализуем химизм желчи, нормализуем функцию печени и поджелудочной железы. Устраним причины! И камни растворятся сами. Я вас уверяю, клинических примеров по этому заболеванию огромное множество.

В.-З.: Мы говорили ранее о пути Дао. В этом контексте болезнь – это крайняя стадия неверного движения в жизни?

Д.Л.: Это не крайняя стадия, это предупреждение человеку, что ты движешься куда-то не туда. Что неправильно питаешься, проявляешь гнев. Ярость, вспыльчивость, тоску, уныние, непрощение…

В.-З.: Но есть много болезней – разные хронические, застарелые вещи, рак – которые не уйдут, даже если ты правильно двигаешься в жизни, поэтому в некоторых случаях очень трудно понять, правильно ты двигаешься или нет.

Д.Л.: Есть, конечно, очень тяжелые, практически неизлечимые формы заболеваний, но великий китайский врач Сун Сымяо говорил, что неизлечимых болезней нет, потому что ресурсы человека безграничны. Наша (врача и больного) задача – эти ресурсы найти и направить их на путь исцеления. Есть врождённые вещи, которые может исправить и нельзя, но как-то компенсировать точно можно. Если у человека удалили одно легкое, то второе компенсирует его отсутствие. Удалили одну почку – вторая выполняет двойную работу. То есть компенсаторные механизмы есть и их необходимо включать и помогать человеку найти свою нишу. А у каждого человека своя ниша есть – ведь не даром же Господь его создал – пусть даже таким ущербным, но Он его создал.

В.-З.: Интересно, а китайская теория тела как-то объясняет подобные врождённые увечья?

Д.Л.: Да – пустота субстанции Цзин. Субстанция Цзин (семя Цзин) – это, образно говоря, некая матрица в организме, которая определяет порядок роста, развития человека, определяет периодичность его созревания. Мама передаёт ребёнку часть своей Цзин, и поэтому качество Цзин ребёнка очень сильно зависит от мамы. Если она ему что-то не додала, если во время беременности тратилась субстанция Цзин её собственная и ребёнка, ещё если плюс к этому после родов она не кормила его своим молоком – соответственно субстанция Цзин у ребёнка будет ущербной. И потом уже будет очень трудно это корректировать.

В.-З.: Вы говорите, что научить чему-то может только учитель. Получается, что вылечить может только хороший врач…

Д.Л.: Не возможно вылечить, возможно вылечиться. Я своим больным всегда говорю – я не собираюсь брать твою ответственность на себя, ты свою ответственность несёшь сам – ответственность за своё здоровье. Моя задача – направить тебя по пути выздоровления и сопровождать постоянно, и в болезни и в здравии.

В.-З.: А как подкорректировать этот путь? С одной стороны, мы можем заболеть и приползти за помощью. С другой, мы можем, например, попасть к учителю, который даст нам правильные установки. У большинства людей сейчас ведь нет какой-то системы в голове, которая давала бы представление о том, как правильно жить. Когда мы слышим слова «здоровый образ жизни», мы сразу думаем о том, во сколько вставать, как двигаться. А более глубинное понятие о здоровье у нас отсутствует. Где вы как врач видите для современного человека точку входа в правильное мироощущение?

Д.Л.: Высшей миссией врача всегда является работа со здоровыми людьми. Главным приоритетом любого врача – не допустить заболевание до своего развития. В «Хуан-Ди нэй-цзин» («Трактат Жёлтого Императора о внутреннем») сказано: «Высшей мудростью является не исправление беспорядка, а его недопущение».

В.-З.: Но здоровые не приходят к врачу.

Д.Л.: Это у нас не приходят, а в Китае приходят. Правда, сейчас уже и к нам в Центр стали здоровые приходить. Мы осознанно несем эту «общественную нагрузку» – работать со здоровыми людьми, рассказывать им, что если сегодня они чувствуют себя крепкими и здоровыми, то это не значит, что так будет всегда. На примерах объясняем, как может быть, и рассказываем о неких принципах, которые надо соблюдать. Например, о необходимости ежедневной разминки и правильного питания. О недопущении чрезмерных эмоций. О прелестях здоровой жизни. И так далее.

Хотите, расскажу? Дайте листок бумаги… Вот большой круг циркуляции энергии, как его называют акупунктуристы, или время активности меридианов. Знаете, что у нас в организме работают биологические часы, которые настроены на двухчасовой ритм. У человека в организме двенадцать главных меридианов – шесть пар. Время суточное разбито на двенадцать двухчасововых промежутков. Ну вот, начнём: с трёх до пяти утра работает меридиан лёгких, с пяти до семи – толстый кишечник, с семи до девяти – желудок, с девяти до одиннадцати работает селезёнка, с одиннадцати до тринадцати – сердце. С тринадцати до пятнадцати – тонкий кишечник, потом мочевой пузырь, почки и так далее. Эти органы нам сейчас не важны, только я помечу ещё – с двадцати трёх до часу ночи работает печень, а с часу до трёх работает желчный пузырь. Это не я придумал, а великие и мудрые в своё время обнаружили эту закономерность.

Какое значение имеет этот цикл? Ну, во-первых, это для акупунктуры – как правильно избрать точку с учетом активности канала. А какое значение это имеет в повседневной жизни человека? Давайте разберёмся. С трёх до пяти (меридиан лёгких) – фаза глубокого сна. Именно в это время человек вбирает в себя чистое Ци, а мутное удаляется. Поэтому в это время человек должен крепко и хорошо спать. С пяти до семи – толстый кишечник. Именно в это время нужно избавиться от «груза прошлого», который ты накопил в прошлом цикле, и пойти в туалет. Это же время даётся на то, чтобы ты маленечко подвигался – чтобы кровь начала побыстрее бегать. С семи до девяти – желудок. Должен человек покушать, обязательно. А у нас большинство населения почему-то утром не едят вообще. Или чисто русская привычка – сигаретку натощак! Итак, покушали мы – дальше какой орган? Селезёнка. Главный орган пищеварения. Главный сепаратор, который отделяет зёрна от плевел. Главный орган, который двигает воду, контролирует мышцы и тонус человека. Селезенка – это центр организма, «орган плодородия».

Следующий канал – сердце. Вот для кого они старались! Они питали сердце. Сердце определяет человеческую духовную сущность, ясную жизненную позицию, способность мыслить, творить. Дальше идёт тонкий кишечник – отводит жар от сердца и двигает Инь вниз. Потом там много всего, но почему я печень выделил отдельно? Печень – главный дирижёр человеческого организма. Печень отвечает за циклические процессы, за распределение Ци по меридианам и органам. В свою активную фазу (с 23-х до часа ночи) печень должна всё упорядочить, разложить всё по полочкам, поэтому когда человек приходит вечером домой и много ест, то тем самым он отбирает энергию у печени и направляет её на переваривание, то есть вынуждена включаться селезёнка, которая должна в это время спать. Селезёнка подавлена энергией печени, поэтому не может нормально функционировать, распределять жидкость по организму. И жидкость в результате накапливается и превращается в сырость. Это ожирение, миомы, фибромы, мастопатия, молочница…

Об этом обо всём я людям и рассказываю. Что нужно постепенно приводить себя в соответствие этому циклу. Конфуция человеку покажу. У Конфуция прямо написано: утром есть много, но легкой пищи. В обед ешь много и плотно. А вечером – подумай!

В.-З.: То есть вечером совсем не есть? А социальная активность, семейный ужин, рестораны?

Д.Л.: И в поликлиниках народу битком! Вечером лучше съесть что-нибудь совсем лёгкое: хлебец, яблоко, выпить немного хорошего чая.

В.-З.: А индийская традиция сильно отличается от китайской?

Д.Л.: Насколько я знаю – она не очень сохранилась как целостная система. Но отличия достаточно большие.

В.-З.: Какую же систему, на ваш взгляд, лучше всего можно применять у нас, для целостного оздоровления общества?

Д.Л.: Зачем так глобально? Надо начать с себя. Я не хочу браться за решение таких глобальных программ. Когда-то я тоже пытался заботиться обо всём человечестве и не получал ничего осязаемого. Поэтому сейчас я использую иной принцип – начни с себя.

В.-З.: Есть такая позиция, что знания о здоровье и счастье вообще – сакральны, и получить их может только йогин, который к этому долго стремится, но вы же врач и должны помочь любому.

Д.Л.: Моя помощь будет действенна только тогда, когда меня о ней попросят. Если же я её буду навязывать, передо мной моментально опустят шлагбаум. У человека всегда должна быть свобода выбора. И лучше собственного примера нет ничего. Меня в своё время очень впечатлил пример китайского хирурга, который спокойно гнулся во все стороны в 57 лет. Чем не пример? Хотя у хирургов обычно больные спины – стоят согнутые по восемь часов и больше. Ещё мой учитель, например, никогда не гневался. Нельзя гневаться! Печень сильно страдает. Лао-Цзы сказал: «Нет на свете такого человека, который был бы достоин моего гнева».

В.-З.: Но иногда гнев всё-таки хорошо зажимы пробивает. Если что-то долго душит, то вспышкой непроизвольного гнева напряжение быстро снимается.

Д.Л.: Так нельзя. Надо сублимировать, работать со своими эмоциями. Опять же используя принципы У Син. Радость бороть страхом, страх – мыслью, гнев – печалью…Неконтролируемые эмоции очень опасны. Любые. Неконтролируемая радость, например, рассеивает Ци, человек теряет концентрацию и совершает глупости. Выиграл миллион в казино, вышел на улицу – и попал под машину. Или у меня в практике случай был. В Новосибирск приехала бабушка. Ее родители были в 30-е годы репрессированы и сосланы куда-то на север. И всю жизнь она жила воспоминаниями родителей о Новосибирске. Этот город стал для неё был мечтой всей жизни. И вот она уже состарилась, денег скопила и приехала в родной город. Выходит на перрон и видит на вокзале надпись огромная «Новосибирск». Неконтролируемая радость, кровь в голову, инсульт. То есть когда человек начинает попадать под влияние сильной эмоции, ему надо как-то её нейтрализовать по принципам У-син. При радости его надо напугать, а как бы спустить на землю. Другими словами, Ян контролирует Инь и наоборот.

В.-З.: Но бывает очень сильный приступ, того же гнева, например.

Д.Л.: Гнев – это нежелание принимать ситуацию или видеть человека, таким как он есть. На начальных этапах любой гнев можно контролировать. Кто-то дышит, например, кто-то Цигун делает. И как только ты сублимируешь гнев, сразу приходишь к чему-то конструктивному – видишь например уже что-то красивое в человеке, на которого был зол. Вообще всё побеждают любовь и прощение. «Я прощаю этого человека, я его люблю, потому что Бог сказал, что всё – любовь». Отсюда и черпать силы. Как я могу кого-то не любить, когда его Бог любит.

В.-З.: Мы говорили о том, что у каждого должен быть осознанный выбор – как ему лечиться и надо ли ему лечиться. То есть идеальное государство предоставляет свободу выбора – китайский доктор или индийский, или свой родной. Согласны ли вы, что у нас сейчас в таком случае всё неплохо?

Д.Л.: Нет, китайская медицина у нас не признана. Нет такой дисциплины. Медицинские центры, практикующие традиционнцю китайскую медицину, вынуждены маскироваться – кто иглорефлексотерапевт, кто массажист. Врач китайской медицины у нас по прежнему сильно поражен в правах. Я не могу, например, составлять свои рецепты, могу только прописывать имеющиеся. А высшим пилотажем в китайской медицине считается составление индивидуального рецепта.

В.-З.: А как вы относитесь вообще с синтезу?

Д.Л.: У немцев есть хороший принцип – излечивший прав. Способствовал излечению человека врач-гомеопат – он прав. Ведьма вылечила – она права. Но, что касается интегративной медицины, то ее создание возможно только в голове конкретного врача, если он получил два образования – западное и восточное. Многочисленные попытки создать искусственно интегративную медицину изданием приказов, написанием монографий – окончились провалом.

В.-З.: А западное образование вообще нужно?Даже не обсуждается. Китайцы, посмотрите, сколько у западной медицины заимствуют. Все скрининговые, физикальные методы исследования. Их, правда, используют как вспомогательные – для подтверждения первоначального диагноза, уточнения локализации процесса и т.п. Китайские врачи признают, что в критических острых состояниях методы западной медицины более эффективны. Китайцы, будучи жесткими прагматиками, берут только рациональное.

Самое главное (что мне больше всего нравится в китайской медицине) – это то, что все болезни можно предотвратить. И жить здоровым. Чего и вам желаю.

Источник: Портал «Восток-Запад»

link-biziq-- link-master-- link-mmag-- link-mdom--