navershieЛиВест Краснодар

Скоро сказка сказывается

Мы все выросли на сказках. И в этом нет ничего удивительного: именно через сказочные образы ребёнок создаёт свою картину окружающего мира. Основное, на что маленький человек станет ориентироваться, когда вырастет — представления о добре и зле, об отношении к природе и людям, о любви и патриотизме, — закладывается в те минуты, когда родной голос негромко читает или рассказывает ему поучительные небылицы. Недаром миссия сказочника издавна была возложена на самых близких людей, тех, кто особо значим для ребёнка, кто может верно сориентировать его на жизненном пути. Теперь же это всё чаще перепоручают безотказному развлекателю и воспитателю — телевизору.

 

Самый беспроигрышный способ утихомирить маленькое чадо — включить мультфильм. Ожившая сказка увлечёт его за собой надолго. Но если родители думают, что могут облегчённо вздохнуть, это им только кажется. Мозг трёхлетнего ребёнка, к примеру, усваивает 80% поступающей информации, при этом всё усвоенное воспринимается как норма. Дети не любят наставлений, и сказка не учит их напрямую – она предлагает образы, которыми дети наслаждаются, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Ребёнок не просто разглядывает живые картинки — он постигает, что такое хорошо и что такое плохо, хочет подражать тому, кто привлекает его внимание, и следовать тем образцам поведения, которыми его смогли заинтересовать. Так увиденное и услышанное во многом определяет характер и взгляды в дальнейшем, оказывает влияние на судьбу. Вот почему важно быть в курсе, что же впитывает притихший перед телевизором малыш.

Возьмём столь популярные среди детской аудитории американские мультфильмы. Длинные и яркие, они с лёгкостью приковывают к себе внимание ребятишек. Казалось бы, сюжеты этих сказок нам хорошо известны, они по традиции повествуют о любви и дружбе, о победах над тёмными силами — чего же лучше? Однако дотошные исследователи решили подробно проанализировать киноматериал и в итоге пришли к очень неутешительным выводам: регулярный просмотр некоторых популярных мультфильмов может сформировать у детей искажённый взгляд на мир и лишить их самых главных человеческих ценностей.

Судите сами. Как утверждают психологи, сегодня наши дети испытывают романтический голод, а это очень серьёзная проблема, потому что в период первого интереса к противоположному полу ребёнку для нормального развития необходимы романтика и тайна. Только через романтику и робость перед женским полом мальчик может стать настоящим мужчиной. Только скромная, целомудренная и стыдливая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детскую стыдливость и стеснительность вообще называют непременным условием для создания семьи и продолжения рода в будущем. Недаром в наших мультфильмах Василиса, Алёнушка условны и воздушны, их женственность выражается через духовные качества — именно так выглядит мечта. Вообще в народных сказках главные героини воплощают народные представления о красоте, доброте и уме. Например, Василиса Премудрая. Все эти качества передаются через её внешность, манеры и речь.

В американских мульт-фильмах образ женщины чаще всего лишается ореола таинственности и романтичности. Всё очень конкретно, физиологично, реалистично, никакой условности — развитые формы и раскрепощённые повадки, часто откровенно вульгарные. К тому же практически все героини на одно лицо, лишённое как индивидуальности, так и прелести; в жизни такую особу легче принять за монстра, чем за эталон красоты и доброты. И обращаются с ними соответственно: вот Шрек тащит свою подружку, как мешок, а потом недвусмысленно с ней заигрывает.

Зло в этих мультфильмах, как правило, уничтожается физически, а это тоже формирует в ребёнке вполне конкретные представления о методах борьбы за справедливость. Согласитесь, трудно представить Настеньку в припадке агрессии, с лицом, искажённым гримасой ярости, а для цыганки из «Нотр-Дама» и многих других американских героинь это норма. Могла бы царевна-лягушка драться, как мужик? А Жасмин в «Аладдине» или огрша в «Шреке» делают это весело и заразительно. Конечно, и в русском фольклоре есть героини, которые не только красивы, но и сильны и отважны, как древние амазонки, только они не демонстрируют свою силу так грубо и зрелищно. Например, одна из них, решив испытать своего жениха, приказала ему поднять ружьё, с которым она охотилась. И ружьё вынесли… сорок человек!

Помните, Настенька из «Аленького цветочка» поёт проникновенную песню о соловушке, символе романтики и любви. А при просмотре мультфильма «Шрек» дети смеются над эпизодом, в котором птичка взрывается от пения огрши. Но романтическая героиня не может быть вероломной, не может убивать — это перечёркивает всю систему детских представлений о мире! Если жизнь населена такими существами женского пола, то она безрадостна и бесперспективна, ведь женщины в ней существуют не для продолжения рода, а для козней и агрессии.

Омужествление женщины и так печальная примета наших дней. Навязываемое с экрана, это явление ведёт к смешению роли полов в жизни, что в будущем может вызвать глубокую сексуальную дезориентацию. Плюс к этому, как утверждают детские психологи, демонстрируемые в детских мультфильмах взрослые стереотипы поведения, очень смахивающие на эротику (а именно так они классифицируют многие позы и жесты мультгероев, их откровенные сладострастные поцелуи), раньше времени растормаживают у детей сферу влечений, к чему ни морально, ни физически ребёнок ещё не готов. Не имея нормального выхода, сексуальные переживания могут сказаться на психике ребёнка, спровоцировать в дальнейшем проблемы в этой области и трудности при создании семьи.

Но это ещё не всё. Самым священным в сказках всего мира всегда был образ матери. В американских мультфильмах поэзию материнства, оказывается, можно найти только среди мира животных — «Король-Лев», «101 далматинец» и др. Если же дело касается людей или когда людей изображают животные, картина совсем иная. Вот, например, утка-мать от «Метро-голден-майер». Совершенно опустившееся создание, которое демонстрирует своё нижнее бельё мужу. В жизни так ведут себя какие-нибудь алкоголички. Её голос, манеры, жесты совсем не материнские. Даже своего ребенка она держит, как стакан. Легко сравнить то, что видим, с нашей «Серой шейкой». В обоих случаях — образ матери, но у маленьких зрителей они формируют совершенно противоположное отношение к собственным мамам. В американских мультфильмах вообще трудно найти образ матери-человека, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать. Скорее возникнет желание никогда не связывать себя узами брака и не рожать детей, чтобы не превратиться в неопрятное чудовище.

Сила сказки в том, что дети воспринимают её как нечто само собой разумеющееся, она не вызывает у них ни критики, ни осуждения. Ведь сказочные образы представляют собой язык символов, который так близок нашему подсознанию. Поэтому же сказка — один из важнейших факторов, воздействующих на психологию ребёнка и формирующих его картину мира. От того, какая это будет картина, какие образы станут для нового поколения привычными и желанными, какие модели поведения войдут со знаком плюс в детское сознание, зависит по большому счёту наша с вами дальнейшая жизнь.

Как писал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «нравственное влияние гораздо важнее, чем наполнение головы ребёнка знаниями». Так пусть это влияние будет у нас под контролем — не станем жалеть времени, иначе потом некому будет жалеть нас.

Олег Васильев

Газета "Мысли и здоровье", №7.

link-biziq-- link-master-- link-mmag-- link-mdom--