navershieЛиВест Краснодар

Желтый император

Хуан-ди («желтый предок», «желтый государь», «желтый император») — легендарный китайский император, который жил  в середине III тысячелетия до н. э. Он и еще Фу-си и Шэнь-нун почитаются родоначальниками традиционной китайской медицины (ТКМ). В их честь, как медицинским божествам, сооружались совместные храмы. Однако наиболее значительным всегда признавался вклад Хуан-ди, причем в становлении не только ТКМ, но и китайской цивилизации в целом. Считается, что именно он привел своих людей на территорию современного Китая, став «основателем китайской нации», поскольку соединил разобщенные до того племена.

 

Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя — Сюань-юань. Именно с Хуан-ди китайская традиция связывает изобретение колесницы (отсюда его имя: сюань — «колесница», юань — «оглоб-ля»). Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», II в. до н. э.). Хуан-ди был настолько искусен во владении копьем и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами.

Император был вождем-шаманом и достаточно могущественным. Он считался олицетворением магических сил земли. Поэтому, согласно символике симпатической магии, его изображают в желтых одеждах. Естественно, что вождь-шаман Хуан-ди не мог не заниматься медициной, как в силу своих обязанностей, так и по причине постоянной потребности практически демонстрировать соплеменникам «магическую» состоятельность.

В мифах Хуан-ди описывается очень высоким (примерно 3 метра ростом), с ликом дракона, с солнечным рогом, четырьмя глазами или четырьмя лицами. Так реального человека описывали через сказочные символы, чтобы дать понять насколько необычным, талантливым и выдающимся тот был. Например, приписываемая Хуан-ди четырехглазость указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырехглазой шаманской маской древних китайцев). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» — «Книга Хуан-ди о внутреннем»). Но в отличие от своего предшественника, желтый император действовал уже более системно и последовательно.

Шэнь-нун — китайский император, правил незадолго перед Хуан-ди. В китайской традиции его называют «царь лекарств». Он написал трактат о травах и лекарственных препаратах, тем самым дав людям одно из первых систематизированных знаний о целебных свойствах растений. Его научные изыскания легли в основу традиционной китайской медицины. Именно Шэнь-нуну приписывается «изобретение» чая и открытие полезных свойств напитка.

Кроме этого, есть множество сведений о наставниках Хуан-ди, у которых он постоянно учился. Поэтому он собирал вокруг себя самых талантливых людей и врачевателей, которые помогали ему развивать ТКМ и советовали в управлении государством. На службе у Хуан-ди было два министра-врача, которых звали Ци-бо и Лэй-гун. Первый был сведущ в традиционной медицине (тогда ТМ считалось траволечение — прим.), а второй  — в акупунктуре (иглоукалывание — прим.). Правитель и двое его министров изучали всю совокупность взаимоотношений человека и природы, анализировали перемены инь и янь, старение и смерть человека, искали средства для излечения от болезней. Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цан-цзе изобрел иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь.

Всего от разных жен у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто с 2698 по 2598 до н. э. По некоторым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. На самом деле это означает, что в те сто лет, которые собственно, прожил Желтый Повелитель, народ наслаждался его милостями; в течение первой сотни лет после его смерти они почитали его душу; в течение же последующей сотни лет они продолжали следовать его учению. Вот почему упоминаются именно 300 лет. На протяжении 2500 лет, определяющих нас от периода жизни Конфуция, протонаучные основы традиционной китайской медицины, заложенные под руководством Хуан-ди его соратниками, остаются залогом эффективности этой древней медицинской системы.

link-biziq-- link-master-- link-mmag-- link-mdom--